Имя польз.    Пароль     
На главную
-ads-
СЕГОДНЯ
Поиск

Поиск (Google)
Разделы
   »  Лента
   »  Общество
   »  Финансы
   »  Официально
   »  ЧП
   »  Спорт
   »  Бантик
Спецпроекты
   »  Дата
   »  Подкаст
Архив
   »  Культура
   »  Природа
   »  Подробно
   »  Статистика










Просмотры: 10641    Рейтинг: Откл.  
Май 8, 2009 14:52 ::: Газета "Подробности", Жезказган

Священное место Евразии


Улытаускому району Карагандинской области исполняется 70 лет. Истоки поклонения священной горе Улытау уходят в далёкую древность. Подтверждение тому - археологические памятники региона. Именно в Улытау находились резиденции ханов, заповедные ханские территории и могилы исторических личностей. Гора Улытау вошла в число национальных символов.


К 70-ЛЕТИЮ УЛЫТАУСКОГО РАЙОНА
УЛЫТАУ -- САКРАЛЬНОЕ МЕСТО ЕВРАЗИИ
Истоки поклонения Улытау уходят в далёкую древность. Подтверждение тому -- археологические памятники региона.
Обряды и ритуалы, связанные с поклонением сакральным местам, в том числе Улытау, имеются в культуре не только казахского народа, но и всего тюркского мира, и дошло до наших дней.
У всех народов мир культуры обладает ценностью лишь потому, что человек строит его по древним поверьям, известным и действующим в обрядах. Именно при помощи обряда общество утверждает свои нормы поведения, духовные ценности, представляет религиозные взгляды, видит ту модель мира, по которой строит свою повседневную жизнь. Знания об обрядовой жизни региона необходимы для осмысления стереотипов поведения. Изучение обряда, его форм даёт ключ к пониманию образа мыслей, духовных установок менталитета того или иного народа.
Суть сакрального у казахов великолепно передал Ш. Валиханов в статье «Тенгри»: «...если животные имеют какую-нибудь особенность, то его называют аулие (счастье, священное). Не стреляй лебедя, боясь его священности и называя его царём птиц». Не бьют сову, дятла, ласточку. «...деревья, одиноко стоящие или растущие в степи, или уродливое растение с необыкновенными кривыми ветвями служат предметами поклонения и ночёвок. Каждый, проезжая, повязывает лоскуты от платья, тряпки, бросает чашки, приносит в жертву животных».
Предметом поклонения у казахов были не только растения и животные, но и отдельные объекты неживой природы. Так, например, священные родники, солёные озера, камни, горы, охрана которых также проповедуется, вызывая у людей суеверный страх, называют «кие» -- место, куда брошен взгляд Бога.
Священные места присутствует в любой мифологии, у любого народа. У тюркских народов Центральной Азии названия «Аулие» «Святое» свидетельствуют о постоянном присутствии в обрядовой жизни священного пространства. Как правило, оно действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов.
Гора Улытау является не только наивысшей точкой Западной Сарыарки, но также её пупом, где творение имеет своё начало -- корень, «центр мира». Её вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем богов и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой на тонком уровне. Это место связи и коммуникации человека и природы, сохранившейся до наших дней. Для обновления жизненной силы мы возвращаемся к колыбели наших предков, к сакральным местам — неиссякаемому источнику силы, месту приобщения к священному. Это общение позволяет нам находить ответы на многие вопросы, возникающие в нашей жизни, развиваться и двигаться в решении вопросов мироздания и обустройства своей жизни. Поиск путей разрешения наших проблем актуален и сегодня.
Казахстан, впрочем, как и все остальные страны постсоветского пространства, волнуют извечные вопросы: что делать и как построить национальную идею государства. Одним из немаловажных факторов при построении национальной идеи государства необходимо обозначить символ Родины, место-оберег. Это место в сознании каждого человека должно отражать понятия отчего дома, родины, земли предков, оно ассоциируется с центром, вокруг которого существует весь остальной мир и к которому восходят истоки национальной истории, культуры, обычаев и традиций родного народа. Таким домом предков для казахов являются горы Улытау. И не случайно президент РК выбрал Улытау местом установления монумента «Единство народа Казахстана». В своём выступлении, подводя итоги заседания общественного совета «Культурное наследие», Нурсултан Абишевич ещё раз подчеркнул, что в период, когда Казахстан вступил в новый этап строительства суверенного государства, необходимо, чтобы народ консолидировался вокруг идеи национального развития, чтобы историческое наследие стало символом единства народа и целостности страны.
Улытау -- исторический и географический центр Республики Казахстан, колыбель казахского народа. Один из эпицентров кочевой культуры и степной цивилизации. Мекка тюркских народов. Центр Великой Евразийской Степи. Здесь проходили великие события национальной истории, связанные с образованием казахского ханства и государственности.
Горная цепь Улытау видна за многие километры. Высокая точка -- вершина Аулие-тау -- очень напоминает образ «Мировой Горы», проявление древнейшего культа Горы. Не исключено, что её «образ мог быть сопряжён с символом родовой Горы -- оберегом и защитницей, священным местом. И не потому ли вокруг гор Улытау в большом количестве встречаются ритуальные сооружения эпохи ранних кочевников -- курганы с «усами», тюркские поминальные ограды, каменные башни (дын) эпохи огузо-кипчаков.
Именно в Улытау находились резиденции ханов, заповедные ханские территории и могилы исторических личностей. Кочевники сакрализировали это место по определённым причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления.
Археолог Б.Е. Кумеков, анализируя арабские источники средневековья, установил, что кимако-кипчаки, населявшие Улытау, вели осёдлый образ жизни, занимались торговлей и ремеслом. По свидетельству Максуда Кукистана, в горах Улытау была ставка Абулхаирхана и Орда-Базар, «...который был столицей средневекового государства Дешт-и-Кипчак и славой султанов всех султанов». По описаниям арабского учёного аль-Идриси, маршрут путешествия, которого проходил через улытауские степи, «кимаки имели 16 городов». По утверждению ещё одного средневекового путешественника Гардизии, в местности Улытау имеется священное место с наскальными рисунками -- колодец с неиссякаемым источником лечебной воды. Местные тюрки поклоняются этому месту. В 1993 году археолог Ж.Е. Смаилов в окрестностях гор Улытау насчитал девять средневековых городищ и укреплённых поселений.
Если сырдарьинские города были центром экономики, то Улытау был центром духовности и идеологии. Улытау должен оставаться и в наше время особо заповедной зоной, как когда-то был им во времена Тюркского каганата, Дешт-и-Кипчака, Золотой Орды и Казахского ханства. В Казахстане мало мест, где паломничество в форме поклонения природно-сакральным ландшафтам зафиксировано с эпохи бронзы и по сегодняшний день.
Следуя традициям правителей степи, сегодня необходимо сохранить статус Улытау как духовного дома не только тюрков, но и всех казахстанцев. Эта идея на практике поможет сохранить уникальные памятники природно-культурного ландшафта, вместе с естественным природным окружением, в котором зародились и развивались основные события истории казахского народа. Главный принцип такого заповедника -- «живой» памятник. Только в этом случае археологические или этнографические объекты, природно-исторические ландшафты способны активно воздействовать на формирование патриотизма, духовности современной жизни.
Улытау -- это национальная святыня казахского народа, вобравшая в себя тысячелетний дух наших предков, овеянная легендами, воспетая поэтами, многие века привораживающая людей. На этот природно-культурный объект постепенно, шаг за шагом, обращает внимание государственная политика в области сохранения приоритетов национальной культуры. Благодаря проекту «Культурное наследие», принятому 13.06.2008 года, Улытау вошёл в число национальных символов, в золотую сокровищницу нашей государственности.
В целях обеспечения сохранности и эффективного использования памятников природы, археологии и архитектуры Улытау, 29 ноября 1990 года за № 466 было принято Постановление Совета Министров Казахской ССР «Об организации национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау».
Наконец-то в 2008 году произведён отвод земельных участков и территории заповедника. Разработан план мероприятий по популяризации памятников природы и истории Улытау. Но наряду с этими позитивными сдвигами, ряд проблем требует срочного вмешательства со стороны республиканских и региональных государственных структур. Так, например, заповедник-музей не имеет ремонтно-реставрационной мастерской и научно-исследовательской лаборатории для ведения научно-исследовательских, проектно-изыскательских, археологических, ремонтно-реставрационных работ, издания научных трудов. Здание заповедника не типовое, отсутствуют хозяйственные постройки. Материально-техническая база и экспозиция музея устарела. К таким всемирно известным памятникам истории, как Жошихан, Алашахан, Едигей, Алтыншокы, Хан-Ордасы, Теректы-аулие не подведены дороги, не благоустроены, отсутствует инфраструктура, необходимая для паломничества.
Некоторые чиновники считают, что Улытау находится вдали от цивилизации, что туристов туда не завлечь. Я далёк от мысли, что Улытау должен быть рекламным туристическим центром. Как раз этого не нужно делать. Улытау -- это место-оберег, служащее воспитанию патриотических чувств, приобщению к духовности. Святые места, по своей духовной сути, не всегда должны приносить прибыль.
В 2007 и 2008 году с целью изучения опыта использования мест поклонения, как объектов паломничества и туризма, я посетил Аркаим в Челябинской области, города Самарканд, Бухару, гору Белуха на Алтае, Жидебай -- могилу Абая, Кокшетау, Баянаул, Айша-биби и Карахан (Тараз), Арстанбаб, Туркестан, Коркыт-баба (Кызылорда), Койлыбай-аулие, Шопан-ата, Бекет-ата (Мангыстау). Например, чтобы доехать до Бекет-ата вам необходимо на поезде двое суток ехать из Астаны до станции Жана-Узен через Актобе, Актау. Затем на внедорожнике ехать более 200 км по пескам и пустынным местностям. Но несмотря на трудности, поток паломников увеличивается. Теперь местная власть специально строит современную дорогу для удобства паломников.
Все эти места, кроме Аркаима и Белухи, известны тем, что там захоронены известные исторические или религиозные деятели, которые жили в период X-XVIII вв. Памятники Улытау по значимости не уступают многим вышеперечисленным местам. К примеру, Алашахан -- правитель Алаш-Орды (Западно-тюркский каганат) вероятно, жил в VII-VIII вв. Мавзолей, дошедший до нac, построен казахскими ханами позже (ХIII в.), чтобы обозначить ставку, возродить былую славу Алаш-Орды. С этой же целью построен и мазар старшего сына Чингисхана Жошихана. При организации бренда одна из вершин гор Улытау -- гора Едиге -- может стать местом паломничества народов, помнящих золотоордынского эмира Едигея в своих легендах и сказаниях. А это народы от Якутии до Кавказа.
Известно, что Арстанбаб и его ученик Ходжа Ахмет Яссави, а затем его последователь Бекет-ата, жившие в XVIII в., были суфистами. На вершине горы Улытау захоронены семь проповедников суфизма. Последователи благородного дела живут и поныне. В посёлке Улытау каждый знает знахаря Бакбергена Аяшева. Ценно не то, сколько людей он излечил, а скольким людям дал веру в божественные силы, веру во Всевышнего.
Порой мне кажется, что мы похожи на тex людей, которые живут у подножия священной горы и не ощущаем её святости. Живём у подножия горы и не ощущаем её высоты. Сидим у родника духовности и томимся от жажды.
Исторические места, личности, священная гора, семь святых суфистов, лечебный родниковый источник и пещера, оазисная природа, отдалённость от суетливой цивилизации, поток паломников -- всё это основные моменты, необходимые для статуса сакрального места Евразии. Уверен, если будем сплочённо работать над статусом Улытау, он может войти в список сокровищ мировой культуры.
Бахтияр КОЖАХМЕТОВ.

Бактияр Сапарбекович Кожахметов -- географ, арт-менеджер, музейный специалист. Окончил географический факультет Жезказганского университета. Директор Жезказганского историко-археологического музея (с 1993 по 2003 гг.), руководитель Международной миротворческой экспедиции «Алтай-Дунай», генеральный директор общественного фонда «Алты Алаш», куратор ГУ «Национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау».





Последние новости рубрики

©2005-2014 Internews  |  info:[email protected]  |  О проекте