Имя польз.    Пароль     
На главную
-ads-
СЕГОДНЯ
Поиск

Поиск (Google)
Разделы
   »  Лента
   »  Общество
   »  Финансы
   »  Официально
   »  ЧП
   »  Спорт
   »  Бантик
Спецпроекты
   »  Дата
   »  Подкаст
Архив
   »  Культура
   »  Природа
   »  Подробно
   »  Статистика










Просмотры: 12551    Рейтинг: Откл.  
Июнь 6, 2006 16:17 ::: Центр обработки информации, Алматы

Чистый воздух по закону


300 страниц о защите окружающей среды. Экологический кодекс-проект закона который не один год обсуждается в Правительстве, будет принят в конце 2006 года. Чьи интересы на этот раз он будет защищать: общества, власти или природопользователей? И чиновники и экологи утверждают, что в документе учтены все стороны. Однако пока не ясно, изменится ли критическая экоситуация в Казахстане с принятием этого кодекса и станет ли он законом прямого действия.


   Высокая загрязненность и загазованность городов, рост легочных и раковых заболеваний. Сегодня экологическую обстановку в стране специалисты, называют «неблагоприятной». Между тем, вопросы регулирования охраны окружающей среды затронуты в 10 кодексах, в 18 законах, в 100 нормативных актах – это постановления Правительства и приказы министров, и более чем в 200 подзаконных актах. Однако не все они сегодня работают. Часть законов утратили свою силу.
   О том, что экологическая ситуация в стране критическая Мэлс Елеусизов, председатель экологического движения в Алматы «Табигат» твердит не один год. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, эколог призывает общество пересесть на велосипеды, в городах ездить на трамваях, троллейбусах и в метро, а количество автомашин на дорогах сократить. Другая проблема – промышленные предприятия, заводы и комбинаты, которые наносят существенный вред окружающей среде. Экологический кодекс, если и не решит всех проблем, связанных с загрязнением природы, то, по крайней мере, поможет упорядочить и заставить работать те законы, которые существуют сейчас. Но главное – урегулировать отношения госорганов, природопользователей и населения. Лидер экодвижения, общественный деятель сегодня лично принимает участие в работе экспертного совета в Правительстве в обсуждении нового закона, присутствует на всех заседаниях. Считает, что в этот кодекс обязательно должны быть включены два основных закона: «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе».

 …Это два основополагающих закона, которые определяют всю политику в области экологии. Там тоже есть определенные недостатки. Допустим, в законе «Об экологической экспертизе» нет нормального понятия об общественной экспертизе, т.е. государство хочет контролировать все, но у него не получается. Без участия общества в этом вопросе невозможно контролировать экологию. И конечно эти законы должны контактировать с другими законами. Допустим, с законом «О сельском хозяйстве», Налоговым кодексом. У нас вообще так в обществе принято: экология сама по себе, политика сама по себе, экономика тоже отдельно. На самом деле – это единый организм государства. Экология зависит напрямую от экономики. Если есть деньги, если правильно расставлены приоритеты, то и мы можем решать экологические вопросы.

   Экологический кодекс – своего рода свод законов, направленных на охрану окружающей среды. Проект в Правительстве обсуждается экспертами и госчиновниками уже больше года. Прошло два общественных слушания. Предполагается, что окончательный вариант Экологического кодекса будет утвержден в конце 2006 года. Сегодня светлые умы думают над тем, как приблизить закон к международным стандартам. Кодекс состоит из 373 статей, в котором 61 раздел. В частности, речь идет о том, какими правами отныне обладают природопользователи, о том, как будет производиться оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, о требованиях и о мерах наказания. Но сделать этот закон прямого действия все же не удается. К нему опять придется разрабатывать дополнительные подзаконные акты, уверен заместитель начальника Алматинского городского территориального управления охраны окружающей среды Мурат Батырбаев. Прежде всего, экокодекс затрагивает бюджетные интересы государства. В одном из его разделов будет четко прописано использование природоохранных средств. Так, если раньше местный бюджет пополнялся за счет предприятий – загрязнителей, эти деньги якобы должны были идти на природоохранные мероприятия, то с принятием нового документа ситуация резко поменяется, отмечает Мурат Батырбаев.

…В силу налогового кодекса, платежи за загрязнение являются доходной частью бюджета местных исполнительных органов, т.е. в местный бюджет деньги поступают, в свою очередь, из местного бюджета принимаются так называемые природоохранные мероприятия, утвержденные акимом. А международные стандарты, само формирование этих средств, оно отличается от нашего. Те предприятия, которые совершенствуют свои сооружения, максимально загрязняет, т.е. средства направляет на совершенствование природоохранной средства, он меньше выплачивает платежи, допустим, а деньги у него аккумулируются. Чем перечислять их в бюджет, он оставляет у себя, но расходует прямо по назначению.

   Кроме того, новый Экологический кодекс облегчит жизнь природопользователям, считает чиновник. Если раньше они ежегодно в Министерстве охраны окружающей среды получали разрешение на загрязнение воздуха, водоемов и оговаривали лишь допустимые лимиты на выбросы или сбросы твердо-бытовых и промышленных отходов. То теперь, это право у них будет всегда и им не придется обивать пороги ведомства. Но и оценивать наносимый экологии вред будут по-новому, по международным стандартам.

…Все субъекты, которые имеют источники загрязнения, должны определяться его влияние на окружающую среду, Потом устанавливается максимальный выброс, в конечном результате устанавливаются его лимиты, на сколько предприятие загрязняет по нашим стандартам. А по зарубежным стандартам определяется насколько, относительно нормативам, улучшилось состояние среды. Допустим, загрязнения почвы, что станет после внедрения производства с учетом всех природоохранных мероприятий. Вот это берется, т.е. подход меняется коренным образом.

   При этом интересы руководителей предприятий-загрязнителей не задеваются, уверяет заместитель начальника Алматинского городского территориального управления охраны окружающей среды. Однако чьи же интересы больше будет защищать новый закон: властей, природопользователей или рядовых казахстанцев? В первую очередь – общества, считает Мэлс Елейсизов, идейный лидер экодвижения «Табигат».

 …Вообще все законы по идеи должны защищать интересы общества. Но общество не может быть без власти и в стороне от экономики, т.е. от промышленных предприятий. Значит, это должны быть хорошо сбалансированные законы, для общества, это должно быть выгодно тому же предпринимателю, соответственно, власть должна чувствовать, что она тоже не находится в стороне. Компромисс интересов должен здесь сохраняться постоянно. Здесь, прежде всего, нужно учесть баланс интересов. Природопользователь конечно хочет производить все, что угодно, при этом минимум отдавать экологии, а общество от них требует очень жесткого отношения к природе, т.е. он должен все за собой убрать, все рекультивировать и возобновить это место для природы. Обычно у нас как, промышленность взяла «сливки» и ушла. Вот как раз закон должен все это предусматривать, не допускать такого.

   Изменится ли экологическая ситуация в стране с принятием нового кодекса? Ответить на этот вопрос утвердительно не могут сегодня ни чиновники, ни экологи. Для Мэлса Елеусизова ясно одно – пока отношение самих казахстанцев к окружающей среде не изменится, экология не улучшиться, какие бы законы приняты не были.

…Когда изменится сознание наших людей. Можно принять самые красивые, хорошие законы, если они не будут исполняться – «грош им цена». У нас пока так поставлено в государстве, что законы нужны только определенной категории людей. Народ в стороне от этих законов, ему все равно, что принимается. Вот это самая страшная ситуация, когда люди не думают о будущем своих потомков. Когда закончится все сырье, когда природа будет полностью ограблена, а население будет больше, именно тогда будут самые большие трудности. У людей наплевательское, равнодушное отношение, от этого все наши беды. Законы- все они логичны, важно заставить исполнителя делать это, государство, во-вторых, все общество, должны знать законы и контролировать, как они исполняются.

   Последние обсуждение Экологического кодекса запланировано Комитетом по вопросам экологии и природопользования на 4 квартал 2006 года. Проект Экологического кодекса размещен на веб - сайте Министерства охраны окружающей среды РК

www.nature.kz





Последние новости рубрики

©2005-2014 Internews  |  info:[email protected]  |  О проекте