Имя польз.    Пароль     
На главную
-ads-
СЕГОДНЯ
Поиск

Поиск (Google)
Разделы
   »  Лента
   »  Общество
   »  Финансы
   »  Официально
   »  ЧП
   »  Спорт
   »  Бантик
Спецпроекты
   »  Дата
   »  Подкаст
Архив
   »  Культура
   »  Природа
   »  Подробно
   »  Статистика










Просмотры: 8761    Рейтинг: Откл.  
Июнь 4, 2009 15:50 ::: Центр обработки информации, Алматы

Бизнес под прессом


На одном из казахстанских сайтов предприниматель возмущается: "В Казахстане провозглашена политика поддержки малого и среднего бизнеса. К сожалению, на практике происходит совсем иное. Казахстанский бизнесмен задавлен и унижен. Мы должны бесконечно бояться инспекторов, штрафных санкций, бояться поднять голову, говорить то, что накипело на душе".


"Более того, к предпринимателям приклеиваются различные ярлыки: буржуй, хапуга и так далее. Какие стальные нервы необходимы, чтобы уберечь свое дело от голодной армии чиновников".


В настоящее время вклад малого и среднего бизнеса в Валовой внутренний продукт Казахстана 30 процентов. Это почти треть экономики страны. Президент Нурсултан Назарбаев часто говорит о том, что доля "малышей" в ВВП должна достигнуть хотя бы 50 процентов.


За последние полгода наши предприниматели испытали несколько анафилактических шоков. Перед Новым годом в Парламенте рассматривался «спиртной вопрос». Депутаты предлагали запретить продажу алкогольных напитков в небольших магазинах. 4 февраля грянула девальвация. Затем «праведному» гневу председателя Национального банка Григория Марченко подверглись пункты обмена валют и около месяца находились под угрозой закрытия. А сейчас 120 миллиардов тенге, выделенные Фондом национального благосостояния «Самрук – Казына» на кредитование малого и среднего бизнеса, никак не дойдут до адресата.


В марте этого года предприниматели обратились к президенту страны с просьбой дать им передышку, а экономике – «перезагрузку». Конкретного ответа пока не последовало.


  Президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов:


Сегодня создалась ситуация на рынке очень тяжелая для бизнесменов. Кафе магазины, аптеки все страдают. В связи с тем, что сократилась резко, в три раза, покупательская способность, то и возврат кредитов сегодня тоже стал невозможным практически для большинства бизнесменов. Поэтому мы обратились к президенту о том, чтобы принять политическое решение, то есть не экономическое, а политическое решение о снижении до пяти процентов ставки по кредитам и на два года приостановить выплату по основному долгу. Принципиально, даже выплата основного долга не так сильно бьет по бизнесменам, как процентная ставка. Но банки сегодня все в унисон утверждают, что они ниже девяти процентов якобы опуститься не могут, потому что это тот порог, при котором они брали в свое время заемные ресурсы у зарубежных стран. Они брали эти ресурсы у населения и якобы они не могут опустить сегодня ставку самостоятельно до пяти процентов. Но мы сегодня точно знаем, что они опускают до пяти процентов – они вынуждены идти на это.


Талгат Акуов считает, если правительство и банкиры не найдут решения этой проблемы, то может произойти дефолт банков. Или же государство будет вынуждено объединить четыре банка в один – «Народный банк», «Альянс банк», «Казкоммерцбанк и «Банк Туран Алем». То есть, лишить их всех самостоятельности. Кстати,"БТА" уже в "техническом нокауте".


Сегодня предпринимателям, бизнесменам проще отдать свою недвижимость. Что будет делать с этим банк, непонятно? А кто ее будет покупать? Сегодня банк может что получить? Вместо того, чтобы снизить до пяти процентов, он головную боль получит - он потеряет 50 процентов сразу же, мгновенно. Мы, во-первых, говорим: оставьте сегодня только банковский процент, по крайней мере, на два года. Государство, пока не берите денег с этого! Дайте возможность сейчас выжить бизнесменам!


Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Предприниматели, объединившись в ассоциации, пусть и не столь быстро и успешно, но все же решают свои проблемы. «Спиртной вопрос» снят с повестки дня заседаний в Парламенте, продлен мораторий на проверки, пункты обмена валют не закрывают. Кроме Независимой ассоциации предпринимателей, с такой просьбой обратились к Григорию Марченко бывшие председатели Нацбанка Даулет Сембаев и Ораз Джандосов. Правда, Марченко все же предложил установить государственный контроль над обменниками, а «Самрук – Казына» совместно с Казпочтой решает вопрос об открытии в стране дополнительно 140 обменных пунктов. Продававшие в ночь на 25 февраля доллар по завышенному курсу лишены лицензий давным-давно наказаны. В апреле депутаты Мажилиса подписали законопроект, согласно которому выход из установленного коридора обойдется в 100-150 тысяч тенге штрафа. Кажется, уже хватит, получили владельцы обменных пунктов очень даже хорошо "по шапке". Обменники нужны, это ясно, как день. Хотя бы потому, что работают круглосуточно и по выходным.


Обменники оказывают простые обычные услуги – это как пойти на ксероксе копию снять на документы. Пока обменники работают, люди еще чувствуют свободу личности, свободу выбора. Когда у них заберут, вот этой свободы не будет. Я думаю, скорее всего, обменники будут закрываться сами по себе. Сегодня хождение денег все равно у населения в три раза уменьшилось. Если дохода здесь не будет, то и интерес к обменному пункту будет теряться.


И самое простое. Пусть банки и не выходят из установленного коридора, но покупать валюту в обменниках и сдавать ее туда же выгоднее. Там разница между покупкой и продажей – сущие копейки, в том же «Казкоммерцбанке» порядка трех тенге. А если вспомнить, какому риску подвергались операторы пунктов обмена валют буквально три-четыре года назад? Вооруженные разбойные нападения на обменники в Алматы: на пересечениях улиц Тимирязева-Жарокова, Абая-Байзакова, на рынке Сары-Арка. Два последних закончились гибелью охранников и оператора. Таких жертв, казахстанские банки, к счастью, не имели. При шоковой терапии такой, как девальвация, обменники всегда становятся крайними. А разве кое-кто там, в банках не подстелил себе соломку в ночь на 4 февраля?


Девальвация произошла. Я скажу, что мы полностью взяли выписку на 4 февраля во всех банках, обменниках и так далее. Курс, разница в банках оказалась выше, чем в обменниках. И обвинять их, что кто-то через обменники обменял большие деньги и так далее, нельзя. Притом, что была уже такая информация о том, что якобы через «Альянс банк» приближенные, так скажем, в самой «Казыне» якобы обналичили там два миллиарда через тенге, обратно через тенге в доллары. И 400 миллионов долларов кто-то взял и прикарманил. Это были слухи, тем не менее, опровержения никакого я не читал и не видел.


И вновь старая песня о главном. На заседании Мажилиса Парламента председатель Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов бодро рапортует об итогах деятельности за I квартал этого года. «120 миллиардов тенге были направлены на реализацию третьего транша поддержки малого и среднего бизнеса. Я бы хотел сегодня сообщить (28.04.2009, прим.авт.), что из этих 120 миллиардов тенге уже освоено 70 миллиардов тенге банками второго уровня, они направлены либо на рефинансирование старых проектов, либо на финансирование новых…» . Вот именно, что "либо..." Тут же несколько депутатов, возвратившихся с рабочих поездок из регионов, сообщают, что малый и средний бизнес денег не видит, деньги застревают в банках. Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно И опять-таки банки находят причины отказать в кредитовании: теперь уже многие предприниматели не попадают под категорию малого и среднего бизнеса.


В мае сенатор Толеген Мухамеджанов с депутатским запросом обращается к премьер-министру Кариму Масимову. Он говорит об отказе банков второго уровня финансировать субъекты малого и среднего бизнеса в рамках Стабилизационной программы АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» из-за несоответствия требованиям, предъявляемым Фондом и банками. А между тем, к 1 июля банки должны освоить все деньги, выделенные государством на поддержку бизнеса. Если не получится, интересно, какие еще причины они найдут?


Даже если в кредитовании не отказано, то возникает новая проблема. В состав рабочей комиссии по выдаче займа предпринимателю входит финансовая полиция. Зампредседателя Национальной экономической палаты «Союз Атамекен» Екатерина Никитинская сообщила журналистам: «Предприниматели еще не получили кредит, а к ним приходят представители органов финансовой полиции и требуют документы. И это приводит к тому, что многие заемщики отказываются от получения кредитов».


Так что образно и точно выразился парламентарий В.Нехорошев: «…у нас дороги, ведущие к кредитам, сегодня опаснее, чем лес, кишащий разбойниками».


Нужно проводить через парламентские слушания и понимания, как используется Национальный фонд. Потому что нельзя все время скрывать, сдерживать и оставлять бесконтрольно сегодня наш Национальный фонд, который в общем-то говоря, сегодня добывается на нашей земле, на казахстанской земле. Народ должен знать, куда каждая копейка уходит, что финансируется на это дело. У меня большие, громадные сомнения в том, что малый и средний бизнес хоть копейки получил с тех денег, которые выданы банком. Потому что по нашим опросам, из полторы тысячи бизнесменов, ни один не сказал о том, что он получил кредит. Выявятся большие коррупционные правонарушения. Они рано или поздно выйдут через три, пять, семь лет, неважно. Все равно кто-то будет потом изучать эту ситуацию.






Последние новости рубрики

©2005-2014 Internews  |  info:[email protected]  |  О проекте