Имя польз.    Пароль     
На главную
-ads-
СЕГОДНЯ
Поиск

Поиск (Google)
Разделы
   »  Лента
   »  Общество
   »  Финансы
   »  Официально
   »  ЧП
   »  Спорт
   »  Бантик
Спецпроекты
   »  Дата
   »  Подкаст
Архив
   »  Культура
   »  Природа
   »  Подробно
   »  Статистика










Просмотры: 10704    Рейтинг: Откл.  
Октябрь 4, 2006 16:05 ::: Центр обработки информации, Алматы

Споры вокруг кодекса и закона


Будет ли принят в этом году Экологический Кодекс? «Да», - однозначно ответил глава государства, депутаты, от которых зависит в каком виде предстанет закон, пока пожимают плечами. Уж слишком много противоречий и ошибок в новом проекте. Экокодекс уже презентовали в Правительстве, но народные избранники отказываются его принимать. Закон, прежде всего, считают депутаты, должен защищать окружающую среду, а не интересы природопользователей.


    Экологический кодекс – еще одна головная боль для депутатов. Над новым законом несколько лет трудились отечественные экологи, ученые и ведущие эксперты, а в этом году привлекли и независимых зарубежных специалистов в области охраны окружающей среды из стран Евросоюза. Новый проект Экологического кодекса включает 12 разделов, 48 глав, 342 статьи и 18 приложений. В ходе разработки он дважды рассматривался на общественном Совете при Министерстве охраны окружающей среды Казахстана, прошел общественные слушания с участием представителей НПО и природопользователей. По нему проведено около 20 семинаров и «круглых столов».

   Проект Экологического кодекса представлен в Парламенте. Однако депутаты Мажилиса его полностью раскритиковали. По мнению народного избранника Амангельды Таспихов, этот Кодекс теперь слишком объемный – он включает в себя практически все существующие основные законы об охране окружающей среды и подзаконные акты, новый документ к тому же понятен лишь специалистам. Экокодекс по распоряжению главы государства должен быть принят в конце этого года, а у мажилисменов уйдет еще не одна неделя на то, чтобы только исправить грамматические ошибки.

….Во-первых, по содержанию, там присутствует очень много терминов, которые в разных местах употребляются по-разному, встречается очень много сложных математических формул, в которых не разобрался не один депутат, я думаю, что и в Министерстве экологии мало кто разбирается в этом деле. А это чуждо для любого закона. Потому, что закон должен быть направлен для рядовых граждан, чтобы они могли отрыть, прочитать и понять о чем идет речь. В-третьих, очень много грамматических, технических, юридических. Когда мы бегло первый раз рассматривали этот проект, сразу же обратили внимание на очень большое количество элементарных ошибок. Такого я давно не помню. Поэтому я с возмущением отметил вот эти все недостатки и просил, чтобы закон был отозван. К сожалению, депутатам теперь придется работать и исправлять вот эти грамматические ошибки.

   К тому же, по мнению депутата, некоторые положения данного проекта полностью противоречат Орхусской Конвенции, которую не так давно ратифицировал Казахстан. В ней четко определены критерии доступа к информации о крупных компаниях - природопользователях, о том, сколько вредных веществ они выбрасывают в атмосферу и, что делают, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды. С принятием же Экокодекса, считает Амангельды Таспихов, эта информация для казахстанцев будет недоступна. А вот министр охраны окружающей Нурлан Искаков, так вовсе не считает и, никаких грамматических ошибок он тоже не заметил. Главный борец за чистый воздух на презентации проекта потратил целый час, чтобы рассказать парламентариям о том, как улучшиться экология в стране с принятием нового Кодекса. Все больше министр говорил о «плюсах». По его словам Экологический Кодекс позволит решить ряд наболевших вопросов. Прежде всего, позволит систематизировать на законодательном уровне проблемы окружающей среды, поднять статус экологических требований и, самое главное, внедрить международные стандарты в практику охраны природы.

….Всего при разработке проекта Кодекса использовано около 20 рекомендательных и руководящих документов различных международных организаций, 14 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законов других государств, модельный кодекс СНГ и более 200 нормативно- правовых актов казахстанского законодательства.

….В проект включены 7 совершенно новых аспектов. Это учет и регистрация природопользователей, экономический учет и отчетность, техническое регулирование, государственный учет участков загрязнения и регулирование эмиссии поглощения парниковых газов, экологические требования при использовании генетически измененных организмов и продуктов, критерии оценки экологических зон и экологического бедствия. Особое внимание в проекте уделено вопросам нормирования оценки воздействия на окружающую среду, системе выдачи разрешений, системе ведения мониторинга и отчетности, экономическому регулированию охраны окружающей среды, экологическим требованиям, и механизму обеспечению соблюдения экологического законодательства.


.…Следующее отличие. Это разделение предприятий по сложности производства и степени их возможного воздействия на окружающую среду. Для каждой последующей группы порядок разрешений процедурно упрощается, например, для 4 группы даже предлагается исключить проведение оценки воздействия на окружающую среду и процедуру государственной экологической экспертизы. При этом проектом исключается лицензирование экологически опасных видов деятельности. Все это позволит сократить тот вал бумажной документации, который, как снежный ком растет с увеличением промышленных предприятий.

В проекте Кодекса полностью регламентирован порядок государственного экологического контроля, ратует министр. Причем по международным стандартам. Однако, как будут проходить эти проверки и в чем их отличие от ныне действующих, чиновник не уточнил. Отметил лишь, что с принятием Экологического Кодекса госинспекторы будут больше внимания уделять производственному контролю. Это значит, что природопользователи могут загрязнять окружающую среду, но только теперь им не удастся отделаться штрафами. Отныне обязательное условие для предприятий - выбрасываешь в атмосферу вредные для здоровья населения вещества – значит, проводи в регионе природоохранные мероприятия, устанавливай у себя на производстве специальное оборудование, которое позволит сократить выбросы вредных веществ в окружающую среду. Но природопользователям легче заплатить штраф, чем вводить у себя на производстве новую технологию, уверен лидер экологического движения «Табигат», общественный деятель Мэлс Елеусизов.

…. У нас такое сегодня законодательство, оно было и в Советское время, любому предприятию легче заплатить штраф или дать чиновнику какую-то взятку, чем потом делать какие-то серьезные работы. Вот допустим, «Казахмыс» проводит серьезнейшую работу по очистке воздушного бассейна, т.е. выбросов, а там очень серьезные выбросы – 1/3 всех выбросов Казахстана, но они за свой счет, почти 100 миллионов долларов, создают новое производство - серо-кислотный завод. А это не под силу каждой организации. Поэтому им проще оплатить. В любом случае, чтобы улучшить экологию нужно менять всю технологию. Но для этого необходимо создать экологический Фонд и эта возможность есть. У нас ежегодно около 15 миллиардов тенге собирается в виде штрафов и платежей. Если создать фонд, чтобы они аккумулировались там, а не распылялись в разных областях, то это была бы серьезная поддержка тем, кто хочет изменить свою технологию.

    Главный менеджер Департамента охраны труда и окружающей одной из крупнейшей в стране национальной компании «КазМунайГаз» Кенжебай Мурзагалиев считает, такие природоохранные мероприятия очень дорого обходятся даже их предприятию, не говоря уже о мелких природопользователях.

….Да, это достаточно дорогие мероприятия. Но, если говорить в целом о национальной компании, только в 2005  году, по основном нашим дочерним компаниям, затрачено около 4 миллиардов 700 миллионов тенге на природоохранные мероприятия разного направления. На внедрение новых технологий, направленных на снижение техногенной нагрузки на окружающую среду в качестве примера можно привести Атырауский нефтеперерабатывающий завод, который входит в группу нашей компании. Это завод был введен в действие в нач. 50-х годов, оборудование конечно устарело, за это время реконструкция проводилась, но то о чем, я говорю, она сейчас соответствует самым высоким нормам. Большая работа была проведена по внедрению новых технологий, которые значительно снизили выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

   Хоть депутаты и считают, что новый Экологический Кодекс облегчает существование природопользователей, сами же владельцы промышленных предприятий придерживаются иного мнения, отмечает Кенжебай Мурзагалиев. Сделано не мало, но пока этого недостаточно.

…Хотя определенные изменения все же произошли в самой концепции, в подходе в идеологии, но все-таки в целом остается такой подход - экономические стимулы пока там не заложены, нет норм, которые бы стимулировали компании выделять больше средств на природоохранные мероприятия, снижать воздействие на окружающую среду, налоговые льготы, преференции, другие виды стимулирования. Этого четко пока не прослеживается, к сожалению.

   Министр же Нурлан Искаков наоборот уверяет, новый Экокодекс защищает природополдьзователей от бумажной волокиты и взяток. Ведь теперь предприятия будут поделены по категориям, некоторым не придется получать лицензию каждый год.

…Принятие этого кодекса наоборот убирает ряд бюрократических проволок, допустим, сокращает количество выдаваемых лицензий – это раз, второе, мы полностью приводим экологические нормы в соответствие в рамках международных норм. Когда мне нужна была пластика груди, здесь я нашла профессионалов, которые провели операцию по оптимальной цене и качественно. Значительно будет сокращен список нормированных веществ, которые сейчас входят около полутора тысяч различных ПДК, а предусматривается сокращение до 30, перечень которых будет устанавливаться правительством по примеру европейских директив. Соответственно, это сократит и перечень веществ, по которым взимаются платежи, что в свою очередь только усложняет расчеты. Так по нашим расчетам, на 30 основных загрязнителей приходится 99 процентов всех платежей, а на остальные менее одного процента. Очень серьезно рассмотрен вопрос о классификации и нормированию отходов производств и потребления.

   Проект Кодекса поступил в Мажилис 23 июня 2006 года. Споры продолжаются до сих пор. Депутаты вынуждены рассматривать Экологический Кодекс в спешном порядке. К концу этого года закон должен быть принят. Такое поручение народным избранникам дал глава государства. Вот только в каком виде он предстанет – это уже другой вопрос.





Последние новости рубрики

©2005-2014 Internews  |  info:[email protected]  |  О проекте