СЕГОДНЯ
09.08 (00:38)-
Движение — в залог07.08 (16:44)- Сделано в Казахстане: До 600 тонн халвы в месяц производит Алматинский продукт28.07 (22:24)- Лето 2015 - готовность номер один26.06 (23:24)- Частная медицина: технологии или люди, кто у кого на службе?19.06 (19:35)- Бытовые кондиционеры - секрет летней прохлады19.06 (19:20)- Казахстанский альпинист хочет покорить вершины 52 стран Европы13.06 (14:44)- Успешный бизнес: Зачем нужны тренинги?03.06 (16:39)- Компания Travelsystem сообщила о приостановке работы |
|
Живые легенды БаянаулаЛегенды и предания о природной жемчужине - Баянауле устами туристов-инструкторов. Уникальный сборник, не имеющий аналогов, издан в Павлодаре. Ученые лингвисты рассуждают о зарождении нового жанра - туристского фольклора и говорят, что эта тема заслуживает диссертации от автора книги - Айгуль Садыковой. Ущелье ведьм и Молодильная вода - это реальность Есть ли такой человек, который, побывав хотя бы один раз в благословенном Баянауле забудет его озера, горы, перевалы? А знаменитые байки и легенды от экскурсоводов и проводников. Десятилетиями гости Баянаула с замиранием сердца слушают сказ о шабаше колдуний в ночь на Ивана Купала в «Ущелье ведьм». Сидя на камнях у «Молодильного ручья» взрослые и дети наперебой расспрашивают гидов о чудесных свойствах ледяной и такой темной воды. Верят-не верят, но пьют и умываются ею все. Также как и размышляют о загадке появления среди степей настоящего оазиса и почти согласны с тем, что горы выросли на голом месте благодаря великану. Предания и легенды, как и полагается, придают прогулкам по заповедным местам пикантный вкус, погружают слушателей в воображаемый мир в месте, где чувства и без того обострены. Легенды об Акбеттау, могиле батыра Жасыбая, горе Булка и многие другие. Откуда они взялись, имеют ли корни в далеком прошлом народа, или это - плод фантазий наших современников? О происхождении этого фольклорного наследия Баянаула пока не знает никто. Как никто и никогда не ставил своей целью сохранить это богатство для потомков. Передаваясь из поколения в поколение, эти истории жили лишь в устах рассказчиков. До последнего времени. Пока наша землячка, преподаватель русского языка и литературы Айгуль Садыкова не решила собрать предания в сборник. И это ей удалось - уникальная книга под соответствующим названием «Благодатная земля» уже нашла своих почитателей. 60 преданий объединили страницы издания. Все они написаны со слов рассказчиков, настоящих хранителей горного фольклора - в прошлом инструкторов турбазы «Баянаул». - Эти предания, легенды, они существуют только благодаря инструкторам. И только они сегодня могут называться носителями этого своеобразного фольклора, родившегося на земле Баянаула, - говорит Айгуль Садыкова. - Эти рассказы являются синтезом казахского народного эпоса, исторических фактов, славянской культуры, и, конечно туристского устного народного творчества. Парадокс, но если местное население по большей части утратило знание, скажем, о происхождении топонимических названий, то в туристкой среде каждый найдет им объяснение. А все потому, что предания эти бережно передавались от опытных инструкторов молодым да зеленым стажерам. Без знания легенд, таланта красиво, и главное, убедительно передать, а иногда и приукрасить их, стажеры до звания инструкторов не вырастали. Умение захватывающее рассказывать было неотъемлемой частью профподготовки туристов-походников. - Сегодня как таковых инструкторов в Баянауле не осталось, - говорит Айгуль. - Почему то было решено, что они не востребованы. Считается, что отдыхающие в национальном парке предпочитают пассивный отдых. Но что такое - пассивный отдых? Валяться бесконечно на пляже, проводить время в номерах, распивая спиртное. Зачем тогда вообще приезжать? Люди хотели и хотят идти в горы и для этого нужны опытные сопровождающие. Так вот, поскольку этот «институт» на турбазе «Баянаул» упразднили, то и найти носителей легенд Баянаула оказалось делом сложным. Многие разъехались в страны ближнего и дальнего зарубежья. Кого-то из «старичков» инструкторов уже нет в живых. Так что судьба туристского фольклора висела на волоске. Но я, вооружившись терпением, нашла тех из них, кого знаю, и записала рассказы, так сказать из первых уст. Несколько месяцев жизнь Айгуль Садыковой была максимально похожа на жизнь знаменитого киногероя Шурика из фильма «Кавказская пленница». Она отыскивала инструкторов по одному и с диктофоном в руках выпытывала у них очередную красивую историю. Иногда за кружкой чая или пива, иногда в палатке под проливным дождем в экстремальных условиях. Надо сказать, что вне турпохода инструкторов трудно заставить говорить на тему фольклора. Но Айгуль Садыковой повезло в том плане, что она сама входит в когорту баянаульских туристов. Турист - это диагноз Более десяти лет жизни Айгуль отдала горам и озерам Баянаула. Приехав на отдых однажды еще в школе, влюбилась в это место навсегда. Позже, в числе нескольких десятков молодых людей составила костяк нового поколения инструкторов, заступивших на работу при турбазе «Баянаул» и сменивших представителей поколения, любовно называемого «старичками». В туристскую «элиту» принимали далеко не всех желающих. Претенденты должны были быть физически подготовлены, знать теорию горного туризма и, самое главное, обладать особым задором, который помогает не только забыть о собственных трудностях в пути, но заставляет забыть о них и доверенную группу. - Инструкторы сразу определяли, пойдет ли стажер дальше стажера, станет ли он инструктором. Отсеивали не прошедших экзамен и при этом говорили - это не вы не любите горы, это горы не полюбили и не приняли вас! - вспоминает Айгуль. Сама же она пришла на турбазу как культмассовик, без особых усилий влилась в сообщество туристов и через некоторое время инструкторы сами предложили девушке отправиться в поход. - Сначала, конечно, в качестве стажера я обошла все маршруты, излазила все стоянки. При этом старалась не упустить ни одного слова из того материала, который инструктор рассказывал туристской группе. Увлекательные рассказы, предания о происхождении озера Жасыбай, скалы Асан-кайгы, появлении головы Бабы Яги, Черепахи и Крокодила, Найзатас. Не знай я их, не приняли бы меня в инструкторы. Таковы были условия и это, наверное, правильно ведь насколько скучными стали бы все эти походы без легенд и преданий. Особые люди, особое сообщество туристов. Айгуль говорит, что бесконечно благодарна судьбе, за то, что ей довелось быть его частью, узнать товарищей по страсти к горам. Ведь в жизни все они успешные и занятые - врачи, бизнесмены, чиновники, педагоги, историки. В горах - это равные в своей любви к Баянаулу друзья. И эта любовь заставляет дорожить каждой минутой, проведенной там, каждым словом, сказанным об этой благодатной земле. Айгуль Садыковой единственной из друзей-туристов пришла мысль собрать легенды в одну книгу. Может быть потому, что она по профессии филолог, преподаватель русского языка и литературы. Ее главные герои - двадцать инструкторов, у каждого из которых, несмотря на общность, своя легенда. Книгу уже назвали уникальной: на научной конференции в Москве, где ее представила одна из соавторов фольклорист Алевтина Цветкова. Российская профессура Айгуль Садыкову пожелала увидеть как можно скорее. Ведь она на пороге настоящего открытия - именно она выдвинула новаторскую идею закрепления совершенно нового жанра - туристского фольклора. Сейчас Айгуль на перепутье. Издание книги открывает множество путей для дальнейшей научной деятельности. - Можно начать исторические изыскания в области изучения происхождения географических названий. Еще один путь - изучение пересечений тюркской и славянской культур в топонимических обозначениях. Но я не историк и сейчас для себя вижу одно направление. Айгуль Садыкова уже задумала издание новой книги. Кроме того, ей рекомендовали написать диссертацию, посвященную новой и в какой то мере революционной теме - туристский фольклор, в основе которого легенды и предания Баянаула. Ущелье ведьм Когда бог Тенгри создал землю и людей, он создал людей неинтересными. Они были безликие, без характера, не умели общаться друг с другом. Посмотрел Тенгри на свое создание и ужаснулся - все, что он создал, было пустым. Люди не умели общаться и жили в одиночестве. И тогда он решил создать прекрасные человеческие качества. Это доброта, щедрость, взаимопонимание, искренность, честность, отзывчивость, любовь... Когда он собрал все положительные качества человека, положил их в большой кувшин, вызвал светлых духов - ак аруа - и говорит им: - О мои светлые духи, пролетите над землей и раздайте людям то, что поможет им жить, дружить, любить, вместе добывать пищу. И выполнили светлые духи приказ. Люди стали расти смелыми и здоровыми, ловкими, крепкими. И стали они возводить великолепные храмы, шить прекрасные одежды и рожать детей. И тут бог Тьмы посмотрел на это все и сказал: - Знаешь, Тенгри, в мире должно быть равновесие. Твои человечки, не узнав зла, не познают и добра. Я ненавижу твоих людей, я ненавижу твою и их красоту, я хочу, чтобы они исчезли. И создает бог Тьмы человеческие пороки - жадность, зависть, ненависть, корысть, месть... И, сложив все в кувшин, вызывает кара аруа - черных духов - своих помощников. И говорит им: - В этом кувшине человеческое зло, вы должны развеять по земле это зло, чтобы человечество уничтожило само себя. И вот поднялись в небо ночные ведьмы, и стали разбрасывать человеческие пороки. И когда кувшин был уже наполовину пуст, светлые духи заметили это и взмыли в ночное небо. И началась битва добра и зла. Случайно ведьмы выронили кувшин, и упал он в темное каменистое ущелье. Светлые духи закопали его глубоко, и, зная, что силы тьмы боятся красоты и гармонии, они сделали это ущелье живописным и красивым, они посадили папоротники, создали ручей, на склонах гор разбросали причудливый мох и лишайник. Отпугивала вся эта красота ведьм. И тогда разгневанный бог Тьмы пришел к Тенгри и сказал: - Ты нарушил закон вселенной, ты отобрал мою силу и за это будешь наказан. На что Тенгри ответил: - Ты можешь забрать свой кувшин, но только один раз в году, седьмого числа седьмого месяца. И теперь каждый год именно в этот день ведьмы ищут свой кувшин в этом ущелье. (Записано от Пятковской С.А., 1969 г.р., образование высшее педагогическое, 2004 г.) Кемпиртас Посмотрите на этот камень, и вы увидите с трех сторон три разных облика - молодая девушка, старая женщина и старуха-колдунья. Говорят, что молодая и красивая девушка, которая жила в этих краях, была очень жестокая и своенравная. Много смелых джигитов погибло из-за нее. И прогнали ее жители из аула. Тогда связалась она с нечистой силой. Стала жить в подземелье, сама стала колдуньей и воровала у своих земляков лучших скакунов. Уже подросли внуки у ее бывших поклонников, самих их многих в живых уже не было, а она все не успокаивалась. Тогда нашлись среди юных батыров те, что не побоялись нечистой силы и вступили с ней в схватку. Надо сказать, что была она сильна только ночью, а при дневном свете силы ее слабели. Так и случилось. С первым лучом солнца, обессиленная, после изнурительной борьбы с молодыми, смелыми и дружными джигитами, решила она уползти в свое подземное царство. Но не приняла ее обратно земля. Когда голова только осталась на поверхности, земля закрылась, а луч солнца превратил голову старухи в камень. Со злобой смотрит она в сторону восхода. А с третьей стороны это милая добрая старушка. Наверное, такой мудрой и доброжелательной могла бы стать наша красавица, но она предпочла другой путь. Этот каменный памятник земля создала как предостережение всем нам. (Записано от Жарниковой Г.И., 1957 г.р., образование высшее педагогическое, 1995г.) Беседовала ИРИНА АДЫЛКАНОВА Застройщики москвы на карте все новострои на карте москвы msk.2realty.ru.
Последние новости рубрики
05.10 (13:00)-
Актобе-Jazz-200905.10 (12:22)- Осень - пора театров02.10 (11:52)- Главной актрисе - 90 лет!01.10 (15:15)- Не победа, но признание25.09 (13:43)- Мечты сбываются25.09 (10:58)- Деньги на ставку23.09 (17:03)- Неувядающий "Гулдер" |